Картины из коллекции Вологодского краеведческого музея

Иван Грозный

Иван Грозный

Святые отцы белоризцы

Святые отцы белоризцы

Страшный суд

Страшный суд



Забавный комментарий на иконописную жуть

Вот смотрите:

1) Царь Иван... На пергаменте написано "Судебник", да? Это, типа, как уголовный кодекс XVI века...

А вот интересно, если Грозного канонизировать (кстати, похоже, что его именно за "прокурорский надзор" канонизировать собираются, иначе зачем эта надпись на видном месте там появилась?), так вот, если его канонизировать, то тогда очевидно надо русского писателя А.К. Толстого с его "Князем Серебряным" от церкви отлучать. Он же там устами Дружины Андреича его "иродом" публично обозвал, а преподобный Василий Блаженный при всём честном народе заявил, что у Ивана голова песья, а золото своё он на адовом огне калил... Как же быть-то теперь?

Герб Эти картинки же из Вологды пришли, да? А для вологодцев в древности, как пишут, Иван Грозный был очень почитаемой фигурой, ибо намеревался сделать Вологду стольным городом. То есть у них к нему особое отношение было. На историческом гербе Вологды (слева) изображена рука с державой. Как указывают геральдики, это символизирует именно руку Ивана Грозного.

2) Отцы-белоризцы... Разделение миров, да? По эту сторону некие товарищи со слащаво-двуличными улыбками и острыми колами в руках, а по ту - да хай оно пропадает всё - лишь бы отгородиться, правильно? Говорят, при осаде города каким-то вражеским войском (каким именно, не знаю), кому-то из местных было видение двух юношей в белых одеждах, держащих в руках мечи. После этого, согласно легенде, вологодское войско сумело одержать победу. На той картине, правда, белоризцы вроде бы упираются колами в стену, отделяющую город от некоей обители, что вовсе не одно и то же, но, видимо, образ белоризцев просто используется в качестве символа защитника. Хотя, опять же, используется с "личной коррекцией" и, естественно, без упоминания о последней. То есть, белоризцы исторические ни коим образом не занимались в реальности тем, чем занимаются на картине белоризцы "авторские". Снова идёт замена виденного на воображаемое. Христианства реального на христианство вымышленное. Христа живого - на личную фантазию о Христе...

Далее. Нет ли диссонанса между обликом персонажей, который автор пытался создать, и "орудиями" их труда? Мне только фигура монаха там понравилась. Без дубины, однако, он бы намного более правдиво смотрелся

А вот уже и каноническое несоответствие: согласно св. Иоанну Дамаскину на иконах изображают лишь то, что видели - не важно даже в данном случае, физически видели или духовно, но реально(!) видели, иначе это идол фантазии получится - а "Бога никто не видел никогда, кроме Сына Его единородного".

Так, как же изображать?

А вот так... Так делают лубочные псевдо-православные картинки. Поп-модерн под благословенную старину...

3) Страшный Суд... Это современное изображение, да? А то там две заводские трубы на горизонте виднеются :)

У меня, вот, вопрос: а почему те, кто мучаются и пропадают, таким крупным планом изображены и поближе к смотрящему, а те, что спаслись - меленькие-меленькие и подальше? Причём, что характерно(!) - план персонажей и их "близость" укрупняются по мере их тематического нисхождения в ад... Ну, люди, дорогие! - ну это же невооружённым глазом просто видно, что автору сцены погибели гораздо роднее, чем сцены спасения! Ибо, у кого где душа, тот то и рисует!

Старообрядцы именно в то время (17-й век) ожидали конца света и страшного суда, которые часто предваряли ещё и групповыми самосожжениями? Может это какое-то общее господствующее настроение тогда всюду было? А теперь новый конец света ожидают и ситуация повторяется?

Вот так, видите? - иные иконописцы непосредственными делами рук своих о себе же и свидетельствуют. Чего тут скажешь? - "Детушки, антихрист!"

Нет, очень тяжело на такие картинки смотреть...

Pixie