Нужен ли для УГКЦ процесс беатификации?
11 апреля
2006 в Семинарской комнате Украинского Католического Университета состоялось
очередное заседание Украинского Богословского Научного Общества. Д-р Михаил
Петрович сообщил богословскую информацию об общем состоянии беатификации от
первых столетий христианства и по сей день. Начиная с реформы Папы Урбана VІІІ,
была внедрена реформа "беатификации" как на Западе, так и на Востоке.
На разных этапах своего развития Римская церковь украинских святых
идентифицирует святыми. Из прослушанного материала доклада можно сделать именно
такие выводы
1.
Литургические и канонические аспекты статуса новопрославленных новомучеников
отвечают статусу канонизации, а не беатификации, по стандартам РКЦ.
2.
Агиологические и экклезиологические аспекты статуса беатифицированных в УГКЦ
(и, напр., их титулования "блаженными") ставит под сомнение
самоуправляемость и поместность УГКЦ, как они представлены ІІ Ватиканским
Собором, а то и противоречит им, деформируя агиологическую практику УГКЦ и
сводя УГКЦ к статусу локальной части РКЦ.
3. Адекватной реакцией УГКЦ на эту ситуацию будет не только отказ от
пользования понятием статуса беатификации для недавно прославленных
новомучеников и праведников и отказ от титуловання их "блаженными"
вместо "святыми", но и формальная просьба к Риму, чтобы, пока УГКЦ
еще проводит свои прославления через Римские процедуры, Рим, в точном
соответствии с действительным состоянием дел, называл их канонизациями, а не
беатификациями, то есть провозглашал для нас не "блаженных", а
сразу же "святых".
4. Это предложение переинтерпретировать для самой РКЦ статус
беатификации из категорий "незавершености, дозволености и
локальности" в категорию только локальности (с сохранением титула "блаженный"
или без), то есть перехода к восточнохристианской (и древнехристианской)
системе местных-или-общих прославлений, может быть для самой РКЦ ответом на ее
собственные поиски по новому значению беатификации и канонизации в новой
послесоборной ситуации чрезвычайно большого числа беатификаций, подавляющее
большинство которых навсегда останутся только
локального значения.
После
заседания состоялась оживленная дискуссия. УБНО и в дальнейшем будет проводить
богословские заседания. Приглашаем на следующее заседание Украинского
Богословского Научного Общества, которое состоится 16 мая 2006 в 15:30 в
Семинарской комнате Украинского Католического Университета (г.Львов,
ул.И.Свенцицкого, 17) где в повестке дня выступление о. д-ра Михаила Димида:
"Анализ обращений иерархов Церквей по поводу 60-й годовщины Львовского псевдособора".
о. Игорь Горишний
Перевод с
украинского. Оригинал статьи:
http://www.ucu.edu.ua/ukr/current/library/article;2104/