Владимир Илюшенко


РУССКИЙ ФАШИЗМ И РЕЛИГИЯ

      Основополагающей для фашизма всегда была расовая и  национальная 
идентификация, но она всегда тесно связана с идентификацией религиозной.  
Это в полной мере относится к русскому фашизму.  Среди отечественных 
нацистских движений и организаций вы не найдете таких, которые бы 
проповедовали атеизм.  Зато такие,  которые открыто заявляют  себя 
язычниками,  есть.  Это язычество на этнической основе - русское 
язычество.
      Едва ли не первым, кто соединил в России (тогда - в Советском Союзе) 
язычество с фашистской идеологией,  был один из основателей  об щества  
"Память"  Валерий  Емельянов.  Уже в конце 70-х годов в своей 
квазитеоретической работе "Десионизация"  он  выводит  концептуальный 
антисемитизм из арийского мифа. Во главе арийского мира, по Емельянову,  
стоит Россия,  во главе мирового сионистского  заговора  -  раса 
"профессиональных  преступников",  евреи.  Евреи подсунули миру бомбы 
замедленного действия - сначала христианство, потом - коммунизм. Поэтому 
приверженность язычеству,  которое рассматривается как альтернатива 
христианству, носит для Емельянова принципиальный характер.
      В 1989г. вместе со своими сторонниками он создал Московскую язы 
ческую общину.  Зимой того же года община провела в одном из московских 
парков некое ритуальное действо - массовое поклонение славянскому богу 
солнца Хоросу (в нем участвовало более ста человек) и "антикрещение" двух 
десятков людей,  среди них - нескольких детей, в славянскую языческую 
веру.  При этом крещаемые получали новые имена "во Хоросе".
 	Действо проводили самозваные "жрецы" в стилизованных под 
древнерусские одеяниях.  Вскоре после этого,  в результате внутренних  
распрей, бывшие  сподвижники  Емельянова исключили его из Московской 
языческой общины, но это дела не меняет.
      	Емельянов передал неоязыческую эстафету другому нацисту - своему 
стороннику Виктору Корчагину,  создавшему в 1991 г.  собственную партию, 
которая несколько раз меняла название, а сейчас называется Русской партией 
России.  Корчагин - липовый академик и глава липового Общественного 
русского  правительства - такой же патологический антисемит, как и 
Емельянов. Свою партию он характеризует как "антикоммунистическую, 
антимаркстстскую,  антихристианскую,  антисионистскую". Все эти "анти" 
продиктованы тем,  что у  истоков  коммунизма,  марксизма, христианства, а 
тем более сионизма, стояли евреи, хотя Корчагин предпочитает называть их 
жидами. Поскольку "еврейский бог", каким он считает Христа, ему неприятен, 
он заканчивает некоторые из своих воззваний так: "Да поможет нам Русский 
Бог - Сварог!"
      Агрессивно-антихристианская позиция  Корчагина привела к расколу 
Русской партии России,  и даже к нескольким расколам - в 1991, 1992 и 1993 
гг.,  но это его не смутило: к 1995 г. созданное им издательство "Витязь" 
выпустило 25 книг,  в которых воинствующий антисемитим и антииудаизм 
сочетаются со столь же воинствующим антихристианством.
      Так, в брошюре В.Н.Гладкого  "Жиды"  евреи  постоянно  именуются 
"жидо-христианами". Из 12 апостолов, пишет он, 11 были "чистопородными 
жидами". Христианство разлилось "по всему телу Римской империи" из 
"жидовских гетто" и в конце концов погубило ее.  "Из Евангелия... выползли 
демократические змеи и расползлись по всему свету". "Не поняли в свое 
время римляне,- патетически восклицает автор,- не понимают теперь наши 
современники того,  что как раньше христиане,  так  и  ныне большевики 
являются  лишь  слепым орудием в руках мирового уголовного преступника-
рецидивиста Иуды. Погиб великий Рим, гибнет Россия и стоит на краю гибели 
Европа из-за этого непонимания".
      Одна из самых одиозных книг корчагинского издательства -  
"Христианство" Анатолия Иванова и Николая Богданова. Остановлюсь на 
первой ее части,  написанной А.Ивановым. Русское язычество воспевается 
здесь как  "светлая и радостная религия наших предков",  которую "изгадило" 
созданное евреями христианство, якобы разрушившее национальную 
традицию, изуродовавшее  "русскую культуру,  русскую душу,  русский 
характер".  Христос,  соответственно,  аттестуется как "типичный еврейский 
расист", который "сегодня вполне мог бы состоять почетным членом 
Всемирной сионистской организации".  Он,  по мнению А.Иванова, предложил 
всего лишь "малосущественную реформацию иудаизма".
      Приведу еще несколько цитат из этого "труда". "Христиане не преминули 
изгадить"  праздник  Купалы  "своим Иоанном Крестителем...  на праздник 
Перуна в конце июля христиане приклепали еврейского  пророка Илью, 
разъезжающего  с  тех пор к вящему унижению нашему на своей еврейской 
колеснице по русским небесам".  В том же пародийном стиле (хотя автор 
вполне серьезен)  написано и многое другое. Например: "Христиане накрепко 
прикручены к еврейскому ветхому завету  необходимостью объяснять, 
почему человек,  которого они считают мессией,  появился в столь 
непотребном месте,  как Палестина. Ну почему, спрашиваешь христианина, 
мессия появился именно среди евреев?  Что он, лучше места не нашел?.. 
Хоть стой,  хоть падай.  Что же после этого христианство как не еврейское  
рекламное предприятие?" А вот это уже не пародия,  хотя лексика до боли 
знакома:  "Христианство пришло в  мир  как  еврейская идеологическая 
диверсия,  имевшая  целью  подорвать  духовные  основы арийских народов".
      Вывод А.Иванова: "Объективно сегодня христиане - передовой отряд 
еврейского нашествия,  расчищающий дорогу грядущим  "истинным  
хозяевам". И  если мы не хотим прихода этих хозяев,  то мы должны осознать 
со всей ясностью,  что сегодня в духовной жизни христианство для России 
- национальная угроза. Или Россия - или христианство. Сводить 
национальное своеобразие русского народа к православию - подход  
совершенно неверный".  "Вчера христианин мог быть кем угодно,  сегодня 
для него будет правильным только одно определение: христианин - 
духовный раб еврейства (выделено А.Ивановым. - В.И.)".
      Я цитировал весь этот злобный вздор не без отвращения.  Но в нем 
отразилась не только ненависть - в нем отразилась одна истина:  христианство 
и антисемитизм несовместимы. А вот с антихристианством антисемитизм 
очень  даже совместим и вполне для него органичен.  Прав был Н.А.Бердяев,  
когда он писал:  "Расовый антисемитизм,  доведенный  до конца,  
превращается во вражду к христианству,  он принужден признать 
христианство семитической прививкой к арийской культуре и  обратиться к 
истокам чисто арийской религиозности..."
      Потому-то язычник-антисемит Валерий Емельянов - высший авторитет 
для Иванова и Богданова. Потому они и изрекают: "Христианская церковь в 
нашей стране  -  единственная  легально  существующая  организация, 
ежедневно ведущая широкую сионистскую пропаганду... И не случайно 
сегодня православный сионист М.Агурский  призывает  христиан  и  евреев 
объединиться против  русского  "неоязычества".  Он верно чует главную 
опасность и единственного действительного противника".
      А и вправду "верно чует", учитывая, что сегодня Русская Правос-
 лавная Церковь сильно заражена агрессивным языческим духом.
     Еще одна  языческая нацистская организация - "Союз венедов" Виктора 
Безверхого. Безверхий, как известно, дважды был судим - за издание книги 
Гитлера "Майн Кампф" и за антисемитскую пропаганду,  но оба раза (в 1993 
и1995 гг.) был оправдан,  поскольку суд не усмотрел в его действиях умысла  
на  разжигание межнациональной розни.
      В документе,  который назван "Ведической концепцией" или же 
"Основными  принципами  "Союза венедов",  отвергаются и христианство,  и 
"маркс-ленинизм",  прокламируется отрицание "всякой  религии,  всякой веры  
в  сверхприродное".  Казалось бы,  так называемые венеды строят свое 
мировоззрение на базе атеизма или,  как они говорят,  здравомыслия.  Но 
ничего подобного:  их печатный орган, газета "Родные просторы",  выходит 
под девизом "Слава  Сварогу!", их  руководители (они  же -"Ревнители  
Твердыни  Здравомыслия")  именуются волхвами.  В газете, посвященной в 
основном разоблачению "демократии  с  лицом  сионизма", весьма  
почитаются  славянские языческие боги и пропагандируются языческие 
праздники, например, Купала, где почетным старцем был сам "дед венедов" - 
Виктор Безверхий.
      "Родные просторы" публикуют такие милые стишки:
                      Чуры-Щуры, помогите,
                      Чуры-Щуры, вразумите,
                      Дайте силы и топор,
                      Дайте волю и простор.
                      Чур меня, Чур меня, Чур меня!..
                      Топоры кругом летят,
                      Слышать гадов не хотят.
                      Чур меня, Чур меня, Чур меня!
      Топоры, как известно, не только летают, но и бьют по тем православным 
священникам,  которые решительно противятся проникновению язычества в 
церковную ограду.
      Отрицание "марксо-ленинизма" не мешает "венедам" утверждать, что 
"разработка идеологии КПРФ проходит в рамках концепции Здравомыслия", а 
"Геннадий Андреевич Зюганов - крупнейший теоретик и практик Русского 
Освободительного Движения".  Впрочем,  КПРФ и в самом деле отказалась 
от основных постулатов марксизма - атеизма,  интернационализма и 
классового подхода.  Их заменили новые,  квазиправославные ценности - 
духовность,  державность,  соборность,  национальная самобытность - в 
специфической зюгановской трактовке,  сочетающей агрессивный шовинизм 
с остатками былых коммунистических догм.
      Именно поэтому  "Волхова  -  Блюститель Здравомыслия"(член 
руководства "Союза венедов") Нина Талдыкина  возмущена нападками на 
Зюганова со стороны Верховного жреца общины Чернобога (есть и такой).  
Она пишет: "Г.А.Зюганов не жид,  не христианин.  Это нам очень хорошо 
известно. И жена его ,  Надежда Васильевна,  в отличие  от  жен  многих 
"патриотов" - русская... Мы тоже выступаем против жидовско-греческого 
христианства..." Понятно, что антисемиты-язычники отвергают христианство 
потому,  что разорвать его связь с иудаизмом невозможно.
      Однако подавляющее большинство современных фашистских  
организаций, и это необходимо подчеркнуть,  идентифицируют себя с 
православием. Это относится и к Русскому национальному единству, и к 
васильевской "Памяти",  и к Русскому национальному союзу,  и к "Черной 
сотне", и, естественно, к Союзу "Христианское возрождение".
      Если раньше  в  Русское  национальное  единство охотно принимали 
сторонников язычества, то теперь настаивают на том, чтобы вновь 
вступающие были православными,  желательно воцерковленными.  В РНЕ 
теперь принимают ,  наряду с русскими,  татар и башкир, при условии, что они 
крестятся. Признается  только ультраконсервативное православие в духе 
покойного митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна.
      В своей "Азбуке Русского Националиста" фюрер РНЕ Баркашов 
ссылается на то, что "духовенство называло Россию Святой Русью - 
подножием Престола Господня,  а Русский Народ - Народом-Богоносцем", 
после чего восклицает: "... не может быть "гражданского согласия" между 
Богоносцами и богоборцами, между теми, кто призван служить Богу, и теми, 
кто с Ним борется..."
      Стало быть,  члены РНЕ призваны служить Богу.  Но какому? Какого Бога 
имеет в виду Баркашов?  Скорее всего не христианского, а языческого, 
поскольку он объявляет православие "национально-религиозным 
мировоззрением" русских или же "Национально-религиозным  
фундаментализмом",  который " превращает Народ в Нацию". Известно 
пристрастие Баркашова к оккультизму (а с ним православие несовместимо). 
Известно также,  как настойчиво он насаждает культ свастики - древнего 
языческого символа, имеющего, по его утверждению, важную функцию: 
свастика "воздействует на подсознание богоборцев, сковывает, ослабляет и 
деморализует их". А кроме того, "воспринимаясь через зрение, она 
воздействует на мозг,  пробуждая архетип или генотип Русского человека, 
возрождает в нем мощную внутреннюю силу". (Интересно, почему в 
нацистской Германии свастика пробуждала в немцах архетип дикаря,  а не 
Русского человека?)
      Видимо, не  случайно  Баркашову так импонирует принцип "арийской 
державности". Его построения не имеют ничего общего с  христианством:
 ему гораздо  ближе  идеология  "крови и почвы".  Отсюда и его призыв: 
"...мы должны формировать национальное движение не  на  политической, 
социальной и религиозной основах, а на основе общности происхождения, 
кровном родстве и общности по национальному характеру  -  родстве  по 
духу".
      Единственный текст в "Азбуке Русского Националиста", который написан 
не Баркашовым, - это статья капитана С.В.Рогожина "О национальном 
происхождении Иисуса Христа".  Сергей Рогожин - капитан ГРУ,  
командовавший отрядом РНЕ во время так называемой обороны Белого 
дома в сентябре-октябре 1993 г. В своей статье он пытается опровергнуть 
"легенду" об  иудейском  происхождении Христа,  Богоматери и одиннадцати 
апостолов. Он утверждает,  что  все  они  были  галилеянами, "народом 
арийским", который  жил  в Палестине,  "не смешиваясь с негро-семитами 
(осевшими в основном в Иудее)". А вот двенадцатый апостол был иудеем, и 
именно он предал Учителя.
      Наукообразные рассуждения  Рогожина  об  арийском  происхождении 
Христа восходят,  по-видимому,  К Х.Чемберлену,  но капитан добавил и 
собственную аргументацию:  "В своих проповедях Христос называет Бога, 
пославшего Его, Своим Небесным Отцом, Если следовать логике сторонни 
ков иудейского происхождения Христа,  то - прости Господи! - это дол жен 
быть иудейский племенной бог Яхве.  Но что общего между Богом Ис тины 
Христа и кровожадным, жестоким и лживым богом иудеев???"
      Чтобы окончательно убедить читателей в своей правоте, новоявленный 
теолог обращается к Туринской плащанице:  "На сильно  увеличенном снимке 
идеально красивое, благородное лицо, лицо неповторимое и... по заключению 
антропологов и анатомов, "принадлежавшее к арийскому, славянскому типу".  
Кто ищет, тот находит, в том числе и нужных антропологов и анатомов. Уже 
от читателей зависит, сделают ли они правильный вывод (впрочем, не новый): 
Христос был русским.
      Все эти рассуждения понадобились Рогожину, чтобы обосновать свой 
тезис: евреи,  принявшие христианство (он называет их иудеями), "из-за своих 
расово-племенных особенностей не могли сохранить чистоту  изначального 
Слова Христова",  то есть извратили христианство. С прискорбием он 
заключает:  "Последующее проникновение иудеев в церковную иерархию 
Рима и Византии (достаточно вспомнить, что некоторые папы римские - в том 
числе нынешний - были иудеями),  распространение на  Руси "ереси 
жидовствующих"  с соответствующей правкой церковных книг - вот 
дальнейшие вехи искажения Учения Христа,  от которых уже один шаг  до 
экуменистов недавнего прошлого и наших дней,  сознательно  утаивающих 
истинные догматы Православия".
      Таким образом,  истина православия ведома только членам Русского 
национального единства и состоит она, в частности, вот в чем: "...если 
Христос говорил о ближних, то тем самым Он подтверждал и существование 
дальних, любить которых Божественным Законом вовсе не предписывается". 
"Дальних" (иудеев) надлежит, разумеется, ненавидеть.
      Лозунги еще одной фашистской организации, Русского национального 
союза, - "Бог, Империя, Нация!" и "Чистота веры, чистота крови!". Вера - 
православная.  Вступающий в РНС должен быть славянином (или  иным 
арийцем), православным и монархистом.  РНС выступает за "Русский путь 
национал-социализма", опирающийся  якобы  на  "многовековые  традиции 
Русского духа".
      В основе доктрины "Русского национал-социализма" лежит теория  о 
мессианской роли России,  начало которой положила концепция "Москва - 
третий Рим",  разработанная старцем Филофеем в ХУ1 веке. Базовая идея 
доктрины - "единство Духа, Крови и Почвы". Расистский и антисемитский 
смысл этой триады нисколько не скрывается: русская нация - "последний 
оплот  Арийского  духа",  "жидовской игре в демократию" будет положен 
конец. РНС обращается к тем,  "для кого понятия Духа и  Расы  еще  не стали 
пустым звуком".  Те же, кто не понимает этого, - "наши враги, и их мы будем 
истреблять так же беспощадно,  как и откровенных слуг сатаны... Пусть нас 
называют экстремистами - мы заслужили это название, ибо мы - фанатики 
своей идеи...  Нас ждет война,  война, какой еще не видела история нашей 
земли".
      После прихода к власти молодых "национал-революционеров" РНС 
намерен установить  в качестве нормативной этническую версию 
православного фундаментализма:  "Лишь в Православии происходит 
подлинное обретение Русскости, понимаемой как сакральная реализация 
нашего этнического потенциала". За образец берется некое "нордическое 
православие", "религия Аскетов и Героев".  При этом всякое заимствование у 
германских нацистов отрицается,  поскольку национал-социализм будто бы 
зародился в России гораздо раньше:  "Национал-социализм - типично русское 
явление, которое могло родиться только в русской  сфере  и  на  почве 
правой веры".  Стало быть, опираться надо на "русские традиции и следовать 
учению церкви,  которая охватывает все стороны национал-
социалистического общества".
      И еще:  "Грядущая Национальная революция должна покончить с 
международным космополитизмом и утвердить новый, Национально-
социалистический порядок, отличающийся беспрекословным соблюдением 
расовой дисциплины. В противном случае мы обречены на этническое 
самоуничтожение и рассеяние в современном  Вавилоне".  Понятно, что  под 
православием подразумевается не христианство, а этническая "русская 
религия", племенная и языческая в своей основе.  Логичными поэтому 
выглядят  "поддержка национальной  семьи"  и комплекс евгенических мер,  
призванных покончить со смешанными браками.
      Руководитель и  идеолог  Русского национального союза Константин 
Касимовский считает православие  арийской  религией,  утверждая,  что 
только белое человечество однозначно восприняло христианство, а "другие 
расы остались в стороне и исповедуют, там, всякие буддизмы и прочие 
исламы или ереси".  Ересью он объявляет и католичество, и протестантизм. 
Он понимает"христианство как православие",  а не "как  совокупность всяких 
католиков, протестантов и прочей мрази".
      Справедливости ради,  надо признать, что примерно так же  мыслят 
многие представители  православного  клира,  не  говоря уже о простых 
прихожанах, однако сам Касимовский считает,  что Русская Православная 
Церковь предала веру, что она - один из институтов богоборческого 
государства. Это,  по его словам,  "ублюдочные попы".  Прежде всего это 
обвинение относится к Патриарху Московскому Алексию 11,  которому он, 
как и многие люди внутри и вне Церкви,  не могут простить обращения к 
американским раввинам с осуждением антисемитизма. За это, по его мнению, 
Патриарха следует лишить сана и вообще отлучить от Церкви.
      Касимовский -  за воинствующее православие,  которое он понимает как 
"православный фундаментализм".  И без ложной скромности он добавляет: 
"Вспомним  исламский фундаментализм - он вылился в национальную 
революцию Хомейни, а православный фундаментализм может вылиться в 
национальную революцию Касимовского". Образец для подражания, таким 
образом, найден.
      Национально-республиканская партия  России под руководством Юрия 
Беляева, зацикленная на борьбе с "иудокоммунизмом", евреями и "лицами 
кавказской национальности",  декларировала, что она является "партией 
русских национальных интересов",  подчеркнуто  светской,  и не отдает 
предпочтения ни одной из религий,  "исповедуемых русскими 
националистами". Она будто бы одинаково относится "ко всем  православным  
церквям,  а  также русским ведическим арийским учениям",  и единственное, 
что не приемлет,  это усиленное распространение  религиозных  учений, "не 
имеющих в России религиозных корней". Сюда были отнесены иудаизм, 
протестантизм, католичество,  восточные культы и т.д. Однако из 
дальнейшей практики партии стало ясно, что она отдает предпочтение именно 
"русским ведическим арийским течениям", то есть язычеству.
      Как заметил  однажды  Ю.Беляев,  "Адольф Гитлер - враг,  так как 
поставил интересы своей нации выше интересов белой расы и  воевал  не 
только против иудокоммунизма, но и против славян. Пангерманист Гитлер 
наш враг,  но и наш учитель,  потому что именно он дал мощный импульс 
национальному самосознанию всех арийцев".  Это ничуть не противоречит 
другому заявлению Беляева":  "...нельзя допустить, чтобы Святая Русь, 
"подножие престола  Господня",  подвергалась губительному влиянию 
масонских идей, диктату ООН..." Арийцы, по его утверждению,"это не 
"мифический  народ",  а...  мы с вами" (славяне).  "Святая Русь" и прочая 
"православная" фразеология не должны ввести в заблуждение:  известно, что 
в действительности Беляев стоит на позициях язычества.
      То же самое относится ко всем прочим нацистским  организациям  в 
России, включая сюда и васильевскую "Память",  стоящую, чисто внешне, на 
позициях ортодоксального православия.  Декларируемая  большинством 
современных русских нацистов приверженность православию - только маска: 
их отличает не просто утилитарный подход  к  христианству,  но  и языческое 
извращение его,  то есть прямой бунт против христианства. И это прежде 
всего выражается в том духе ненависти  и  вражды,  который они насаждают.  
Процитирую еще раз Н.А.Бердяева: "Погромный антисемитизм есть гибель 
души русских,  вторичная измена  христианству  после погромного 
большевизма.  Христианство  несовместимо с культом злобы и насилия. 
Наша эпоха задыхается от  злобы,  потому  что  она  изменила христианству".
      В кризисной ситуации фашизм предлагает новые духовные  ориентиры 
дезориентированным людям  - уставшим,  изверившимся,  сбитым с толку, 
отчаявшимся, ищущим выхода из неопределенности и нестабильности.  Они 
хотят порядка и уверенности в завтрашнем дне. Именно это и обещает им 
фашизм. Фашизм - это альтернативная религия.  Он предлагает альтернативу 
не только существующему строю, но и существующей системе ценностей. 
Он предлагает высокую надличную цель,  новый вечный порядок, новый 
справедливый мир,  величие державы,  процветание нации. Привлекательность 
фашизма именно в том и состоит, что он дает ответ на духовную, 
онтологическую жажду.  Другое дело, что он дает ложный, иррациональный 
ответ, но в глазах его приверженцев это ответ истинный.
      Национализм фашистов - это религиозно окрашенный национализм. Он 
связан с эсхатологией, апокалиптикой, хилиастическими надеждами 
(тысячелетнее царство, тысячелетний рейх). Исследователь оккультных 
корней нацизма Николас Гудрик-Кларк писал:  "Нацистские крестоносцы 
действительно были  почти религиозны и в своих фантазиях о Новом 
Иерусалиме, и в уничтожении сатанических толп.  Аушвиц,  Собибор  и  
Треблинка  -  ужасные музеи нацистского апокалипсиса в ХХ веке".
      Демонстративная ориентация большинства русских нацистов на  
православие способна, конечно, ввести в заблуждение. Но следует помнить, 
что фашизм укоренен в дохристианской и дехристианизированной  культуре. 
Это разновидность неоязычества,  требующего кровавых 
жертвоприношений.
       В основе фашистской мифологии - проект  коллективного  спасения 
через революционное возвращение к истокам - ценностям рода,  племени, 
архаического коллектива.  К  таким  первоначальным,  традиционным,  и 
именно  этническим,  ценностям теперь относят и православие,  которое для 
наших отечественных нацистов не столько религия,  сколько религиозно 
окрашенная идеология.
      Подводя итоги, можно сказать, что религиозная составляющая идеологии 
русского фашизма становится все более значимой. Думаю, что откровенно 
языческие организации не представляют особой угрозы:  серьезной 
перспективы они не имеют. Другое дело - квазиправославные фашист ские 
организации. Их "православие" не имеет ничего общего с христианством, но 
оно является большим соблазном, оно порождает смуту в сердцах людей.  
Отец Александр Мень, убитый (топором!) в 1990 г. за проповедь открытого 
христианства - открытого миру,  готового к  диалогу  с любой конфессией,  
любой религией, любым человеком,- говорил: "Опасен не атеизм - опасно 
язычество в православной обертке".
      Он знал, о чем говорил. За два дня до смерти, в интервью испанской 
журналистке Пилар Бонет,  о.Александр сказал: "Произошло соединение 
русского фашизма с русским клерикализмом и ностальгией церковной. Это, 
конечно, позор для нас, для верующих, потому что общество ожидало найти 
в нас какую-то поддержку,  а поддержка получается для фашистов. Конечно, 
не все так ориентированы, но это немалый процент... Куда ни сунешься, с кем 
ни поговоришь, - этот монархист, этот атисемит, этот антиэкуменист и так 
далее.  Причем развешиванием ярлыков занимаются люди, которые вчера 
еще не были такими".
      С тех пор,  как это было сказано, прошло семь лет,  и, как говорится, 
"процесс пошел": отмеченная Алексадром Менем тенденция набрала силу. 
Так что авторы ценного справочника "Политический  экстремизм  в России" 
ошиблись, когда они написали: "... сейчас не существует угрозы того,  что 
правоэкстремистская деятельность найдет оплот в Русской Православной 
Церкви". Увы, это не угроза, а реальность. Нашли они оплот. И не сейчас,  а 
раньше. Отец Александр ясно видел это уже в 1990 г.
      Кстати, сами авторы справочника противоречат себе,  когда в другом 
месте они пишут: ...большая часть иерархии, клира и церковной об 
щественности РПЦ тяготеет...  к консервативно-патриотическим силам, а 
многие  - даже к радикально-националистическим силам".  Доктринальная 
база такого сближения - известная фальшивка "Протоколы сионских  
мудрецов",  продающаяся в церквах,  и книги митрополита Санкт-
Петербургского и Ладожского Иоанна (Снычева), духовного лидера того 
самого православного фундаментализма,  который  так мил сердцу русского 
фашиста Константина Касимовского.  Эти книги тоже продаются в церквах и 
большинстве церковных лавок.
      Налицо встречное движение:  православные нацисты, с одной стороны, и 
значительная часть клира РПЦ,  особенно из монашества,  стоящая на очень 
сходных позициях, - с другой.  Конечно,  речь идет не о всей Русской 
Православной  Церкви,  но  о сильном, едва ли не доминирующем течении 
внутри нее.  Не замечать этого было бы и беспечно, и недопустимо.